Многочисленные образовательные проекты — одна из важных сфер деятельности ЦЕРНа; фактически одна из его миссий. У школьников наравне с учеными есть жгучий интерес к тому, как устроен наш мир, как функционирует Вселенная. А когда такой интерес подкрепляется желанием работать, стремлением сделать реальный инструмент и провести настоящее исследование — ученые просто обязаны этому поспособствовать.

В начале года в рамках инициативы Beamline for Schools ЦЕРН провел очередной конкурс проектов для команд школьников. Каждая команда должна была предъявить убедительное описание эксперимента, который она смогла бы сама подготовить и выполнить своими силами, используя пучки церновских ускорителей. Заявки подали 180 исследовательских групп школьников из 43 стран. На днях были объявлены две команды-победительницы. Команда из Канады собирается построить датчик на основе жидкого сцинтиллятора и планирует с его помощью искать следы свободных частиц с дробными электрическими зарядами. Вторая команда, из Италии, намеревается из доступных материалов изготовить малобюджетный детектор черенковского излучения и с его помощью регистрировать частицы, рождающиеся в столкновениях на ускорителях. В сентябре обе команды привезут в ЦЕРН свои установки, и им будет выделено пучковое время для проведения экспериментов.

Со стороны может показаться непонятным, кому нужны такие кустарные установки при всей мощи современной экспериментальной техники. Ответ прост: когда ты видишь, что твой собственноручно собранный прибор работает и реально прощупывает физические законы, это вызывает настоящий восторг от непосредственного соприкосновения с природой. Никакие видеоролики, никакое компьютерное моделирование или виртуальная реальность не сравнятся с ним по силе ощущений. Это яркое, навсегда запоминающееся переживание стимулирует потом стойкий и глубокий интерес к дальнейшему познанию мира, к точным наукам, к развитию технологий.

Source: Новости